(17 апреля 1812, Флоренция, Италия — 29 апреля 1870, Париж, Франция) — русский и французский меценат, действительный статский советник, дипломат, князь Сан-Донато.

Брат Павла Николаевича, Анатолий Николаевич Демидов, человеком был ярким, с характером сложным и во многом противоречивым. Он родился в марте 1813 года во Флоренции, в пятилетнем возрасте лишился матери и затем воспитывался отцом, предоставившим ему полную свободу.

Почти всю свою жизнь Анатолий Николаевич прожил в Европе, сначала состоя на службе при посольствах России в Риме, Лондоне, Вене, Париже, а затем, выйдя в отставку и получив бессрочный отпуск, прочно обосновался во Флоренции. От отца он унаследовал страсть к собирательству произведений искусства. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире: ценнейшие картины и мраморные статуи, изделия из бронзы, скульптуры, оружие, уникальные образцы прикладного искусства и мебели.

Анатолий Демидов. С портрета Р. Лефевра.
Из книги N.Balfour, S Mackay
“Paul of Yougoslavia Britain’s Maligned Friend”.
Лондон, 1980 г.

Так же как его дед и отец, Анатолий Демидов покровительствовал художникам, особенно жившему тогда в Италии Карлу Брюллову. Брюллову он заказывает грандиозное полотно «Последний день Помпеи», оплачивает его, показывает сначала в Риме, потом в Милане и Париже, а затем привозит его в Петербург и дарит Николаю I, прекрасно понимая, что тот передаст

Карл Брюллов. Портрет Анатолия Николаевича Демидова на коне.
Начало работы – 1831 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства, палаццо Питти, Флоренция

его в Эрмитаж, и оно станет достоянием Отечества. Так, благодаря Анатолию Демидову, итальянская публика смогла познакомиться с шедевром русского искусства, а Россия получить бесценное творение великого мастера. А ведь меценату, оплатившему это полотно, в то время не было и двадцати лет.

Удивительна серьезность замыслов молодого Анатолия Демидова. 27 марта 1830 года семнадцатилетний Анатолий обращается к Императрице с просьбой: «Отец мой и брат имели… счастье от избытков своих принести в дар отечеству жертвования. Столь драгоценный … пример внушает и мне мысль при вступлении … в права совершеннолетия … учредить в столице заведение, которое могло бы принести существенную пользу и остаться памятником желания моего не отстать от предшественников … в делах благотворения и пользы общественной».

Речь шла об устройстве в Петербурге Дома трудолюбия, в котором, по мысли Анатолия, бедные люди могли бы получать ежедневную работу и заработок, «…не прибегая к постоянному способу испрашивать подаяние». На это Анатолием был положен капитал в 500 тысяч рублей.

Открытие Демидовского дома трудолюбия состоялось 19 марта 1833 года. Он был взят под покровительство Императрицей Марией Федоровной, а Анатолий Николаевич Демидов был назначен его попечителем. Дом трудолюбия находился под опекой Демидовых вплоть до 1917 года. В 1894 году при нем была открыта рукодельно-профессиональная школа и первое в России женское коммерческое училище для подготовки счетчиц, кассирш

Жетон (односторонний) для воспитанниц, окончивших
курс училища коммерческого счетоводства при Доме
Анатолия Демидова.
После 1894 г. Серебро, эмаль.
Ярославский художественный музей

и делопроизводительниц, а в 1907 году — женская гимназия и педагогические курсы, готовившие преподавателей иностранных языков.

Фасад виллы Сан-Донато. Фотография 1870 г.
Из книги “Anatole Demidiff Prince of San-Donato”.
Лондон, 1984 г.

Помимо капитала в 500 тысяч рублей, пожертвованного на устройство дома трудолюбия, Анатолий Николаевич ежегодно выплачивал 12 тысяч рублей на содержание 80 воспитанниц. В 1834 году он внес 100 тысяч рублей на строительство в Петербурге Николаевской детской больницы, которую патронировал и его брат Павел Николаевич.

Как и старший брат, Анатолий не жалел денег на медицину. Немалые суммы по его указанию были выплачены на покупку кроватей для холерных больных, устройство временных госпиталей, благоустройство офтальмологических больниц в Одессе и Петербурге. На средства Анатолия Демидова в том же Петербурге раздавались бесплатные

Анатолий Николаевич Демидов.
Фотопортрет. Из собрания А. Тиссо

обеды беднякам, причем только в 1839-1851 годах было выдано более трех миллионов порций.

Подлинной сенсацией стало открытие в демидовской меднорудянской шахте «Надежная» в 1835 году многотонного (400 т) гнезда поделочного малахита, в том числе монолита весом около 40 тонн, названного в «Горном журнале» произведением, «которого до сих пор не встречали в коре Земного шара». С этого момента Анатолий становится «признанным королем малахита», взяв в свои руки как продажу его внутри страны, так и вывоз за границу.

Демидовским уральским камнем лучшего качества и цвета отделываются парадный зал в доме П.Н.Демидова на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге и знаменитая на весь мир Малахитовая гостиная Зимнего дворца. Из малахита тагильских заводов Павла и Анатолия Демидова на императорских фабриках изготавливаются вазы, камины, столы, мозаичные панно и другие изделия, до сих пор поражающие своим великолепием посетителей многих русских и европейских музеев. В библиотеке Ватиканского дворца находится большое распятие из малахита замечательной русской работы, подаренное Анатолием Демидовым Папе Пию IX.

Императорскому же Эрмитажу в 1835 году он дарит грандиозную малахитовую ротонду, ныне украшающую аванзал Зимнего дворца, а несколькими годами позже безвозмездно

П.-Ф. Томир, Ф. Сибиллио. Ротонда из бронзы
и малахита. 1827-1834 гг. Эрмитаж

поставляет в казну пятнадцать тонн отборного малахита, оцененного в 300 тысяч рублей, для сооружения колонн и пилястров строящегося Исаакиевского собора.

Отборный малахит поставлялся и на собственную фабрику Анатолия Демидова, которую он завел в 1847 году на Васильевском острове Петербурга. Изготовленный на фабрике малахитовый кабинет на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году был признан «самым достопамятным и необыкновенным явлением в истории промышленности».

Жером Бонапарт. Выставка 1812 г., музей П.И. Щукина
Матильда Бонапарт (1820-1904)

Нередко биографы указывают на тщеславие Анатолия как основной двигатель его меценатской деятельности. Этим, в частности, объясняют и его женитьбу в 1840 году на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона Бонапарта, дочери его младшего брата Жерома Бонапарта и принцессы Вюртембергской, родственницы Николая I по матери. Именно тогда великий князь Леопольд II Лорранский пожаловал Анатолию тосканский титул князя Сан-Донато, который Николай I носить ему в России не разрешил.

Брак этот оказался недолгим. В 1845 году супруги развелись не без участия русского царя, который обязал Анатолия не только дать развод Матильде, но и назначить ей годовое содержание в 200 тысяч франков. Эта обязанность перешла и к наследникам Анатолия, так что без преувеличения можно сказать, что Матильда де Монфор почти всю свою жизнь была на содержании Демидовых.

Анатолий с детских лет исповедовал культ Наполеона, хотя никогда его не видел. Оказавшийся неудачным брак с Матильдой де Монфор не изменил его намерения создать Наполеоновский музей. В 1851 году он приобретает первую

Император Наполеон Бонапарт

резиденцию Наполеона на острове Эльба, строит на ее месте грандиозную виллу Сан-Мартино и наполняет ее памятными вещами и произведениями искусства. Одновременно церкви Мизерикордии в главном городе Эльбы Портоферрайо он дарит несколько наполеоновских реликвий — копию гроба, в котором был похоронен Наполеон в Париже, и копии бронзовых слепков посмертной маски Наполеона и его руки. Более того, он выделяет церкви крупную сумму денег с пожеланием, чтобы ежегодно 5 мая, в день смерти Наполеона, служили торжественную мессу. Каково же было мое удивление, когда, побывав на Эльбе, я узнала, что служить мессу в честь Наполеона 5 мая стало традицией, и она сохраняется до сих пор.

Вилла Сан-Мартино на о-ве Эльба
(бывший Наполеоновский музей).
Фотография Н.Г. Демидовой, 1998 г.

Некоторые из современников Анатолия Демидова из-за неординарности некоторых его поступков называли его снобом или даже плейбоем. А между тем этот «сноб» и «плейбой» в середине 1830-х годов организовал на свои средства первую в России серьезную научную экспедицию по изучению сырьевых ресурсов Крыма и Донбасса. Участвовать в ней были приглашены видные российские и зарубежные ученые, в том числе главный горный инженер и профессор Парижской горной школы Ф.Лепле. Богато иллюстрированное четырехтомное издание с результатами работы экспедиции увидело свет в Париже в 1842 году. Первый (вступительный) том Анатолий Николаевич написал сам, обобщив собранные им материалы по этнографии и статистике обследованных земель. На русском языке он был опубликован в 1853 году, а год спустя вышла из печати книга Ф.Лепле в переводе профессора Г.Щуровского. Расходы на эту экспедицию и последовавшие за ней публикации превысили 450 тысяч рублей.

Копия посмертной маски Наполеона. Бронза.
Церковь Мизерикордии, г. Портоферрайо.
Фотография Н.Г. Демидовой, 1998 г.

Не менее продуктивной была деятельность Анатолия Демидова и на посту президента Императорского Минералогического общества, которое он возглавлял и финансово поддерживал с 1844 по 1865 год.

Немало сделал Анатолий и для популяризации русской культуры за рубежом. Благодаря ему, европейская общественность познакомилась с шедеврами русского зодчества по рисункам французского художника А.Дюрана, экспедицию которого по России Анатолий финансировал. Он же впервые представил европейскому зрителю искусство создателя русско-византийского стиля в архитектуре К.А.Тона, оплатив и установив в Карлсбаде, Брюсселе и Спа изваянные Тоном бюсты Петра I.

Вряд ли только тщеславие руководило Анатолием Демидовым, когда по просьбе своего друга Г.П. Волконского он помогал известному русскому певцу Михайлову-Остроумову совершенствовать свое певческое искусство у Россини и Алари в Италии.

Находясь вдали от России, Анатолий Демидов не забывал и о своей нижнетагильской вотчине. При нем и его брате в Нижнем Тагиле было построено новое каменное здание центрального госпиталя (ныне это Демидовская больница). В 1854 году в Тагиле открылась первая публичная библиотека, куда предписывалось «постепенно собрать … все важнейшие и лучшие книги России». В первой половине XIX века в Нижнетагильском горном округе Демидовых на «господский кошт» содержались горнозаводское Выйское училище, приходские и ремесленная школа, «практические классы» для детей рабочих, основанная Н.Н.Демидовым художественная школа, две библиотеки, краеведческий музей и даже театр.

Последние годы Анатолий Николаевич был очень болен, и даже собранные им художественные ценности не радовали его. Видимо, чувствуя приближение конца, он начал распродавать свои коллекции на аукционах, которые, начиная с февраля 1870 года, следовали один за другим. Последний из десяти аукционов состоялся в Париже 26-28 апреля 1870 года, за два дня до его смерти.

Брассе. Медаль в память Анатолия Николаевича
Демидова князя Сан-Донато. 1830-е гг. Бронза.
Ярославский художественный музей

Скончался Анатолий 29 апреля 1870 года в возрасте 57 лет и был похоронен в Париже рядом с матерью, Елизаветой Строгановой, в родовой усыпальнице Демидовых на кладбище Пер-Лашез. Поскольку прямых наследников у Анатолия Николаевича не было, все его состояние, включая гигантскую художественную коллекцию и титул князя Сан-Донато, перешло к его племяннику, сыну старшего брата Павла, Павлу Павловичу Демидову.

Родовая усыпальница Демидовых на кладбище
Пер-Лашез в Париже. Фотография Н.Г. Демидовой,
1997 г.
Плита на могиле Анатолия Николаевича
Демидова в родовой усыпальнице Демидовых.
Фотография А. Тиссо, 1997 г.