(9 октября 1839, Веймар — 17 января 1885[2], вилла Пратолино под Флоренцией) — промышленник и благотворитель из рода Демидовых.

Павел Павлович Демидов. Гравюра.
Из книги «Демидовы. Родословная роспись».
Екатеринбург, 1992 г.

С именем Павла Павловича Демидова связано создание на Урале первого в России цеха по выпуску бессемеровской стали. Сам он известен как воспитанник Петербургского университета, советник Подольского губернского управления в Каменец-Подольске, Киевский городской голова (1871-1874), почетный гражданин города Киева, уполномоченный Общества Красного Креста во время русско-турецкой войны и щедрый благотворитель.

Женат Павел Павлович был дважды. Первой его женой была красавица Мария Елимовна Мещерская, некогда имевшая роман с великим князем Александром Александровичем, будущим императором Александром III. Через год, родив сына Елима, Мария умерла. Второй его женой в 1871 году стала Елена Петровна Трубецкая, дочь петербургского уездного предводителя дворянства князя Петра Никитича Трубецкого и его жены Елисаветы Эсперовны, урожденной Белосельской-Белозерской.

Мария Елимовна Демидова (урожд. Мещерская).
Фотопортрет
У. Цуккери. Бюст княгини Елены Демидовой Сан-Донато
(урожд. Трубецкой). 1879 г. Мрамор. Из каталога
аукциона «Sotheby’s». Пратолино, Флоренция, 1969 г.

Год спустя, став коллежским советником и почетным мировым судьей Киевского округа, Павел Павлович был причислен к Министерству Внутренних дел и в 1872 году получил Высочайшее дозволение, как и его потомки, носить в России иностранные ордена и титул князя Сан-Донато, доставшийся ему по наследству от дяди Анатолия.

20 января 1877 года Высочайше был утвержден герб князей Сан-Донато, представляющий собой щит, разделенный на четыре части черным крестом, прикрытым малым щитком с гербом фамилии Демидовых. В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции

Герб Демидовых Сан-Донато

(серебряные лилии в червленом поле) и тамошней общины (красный греческий крест в серебряном поле), что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции. Щит поддерживается двумя серебряными медведями и увенчивается княжеским итальянским шлемом, украшенным русскою дворянскою короной. Располагается он на развернутой багряной княжеской итальянской мантии с золотыми звездочками. Ниже щита на серебряной ленте помещен девиз рода Демидовых: «Acta non verba».

Гербом в таком виде мог пользоваться лишь старший в роде, наделенный княжескими правами. Для других членов семейства были установлены изменения. Так, при неизменном составе герба и изображений на гербовом щите, последний у особ мужского пола увенчивался дворянским шлемом с дворянской короной, а у женщин – одной короной без шлема.

Собор Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

От брака с Еленой Трубецкой у Павла Демидова было три сына — Никита, Павел и Анатолий и три дочери — Аврора, Мария и Елена. Сын Никита не прожил и года. В память о своем первенце П.П. Демидов основал в Киеве детскую больницу. В Петербурге же, куда Павел Павлович вскоре переехал, он взял на себя заботу об основанной его отцом и дядей Николаевской детской больнице и Демидовском доме трудолюбия.

В Нижнем Тагиле, как писали «Новости и Биржевая газета» в 1885 году, на его средства содержались реальное училище на 100 учащихся, четыре народных училища для 500 детей, классы грамотности при заводах, два приюта для детей-сирот, две больницы и фельдшерская школа.

Герб Демидовых (слева) на фасаде собора Санта Мария
дель Фьоре. Фотография Н.Г. Демидовой, 1996 г.

Во Флоренции, где Павел Павлович часто жил с семьей на доставшейся ему по наследству фамильной вилле Сан-Донато, а затем в приобретенном им бывшем имении Медичи Пратолино, им были открыты дешевые столовые для бедных, ночлежные приюты и передана муниципалитету крупная сумма денег на облицовку мрамором фасада собора Санта Мария дель Фьоре. За эти пожертвования Павел Павлович и его жена были избраны почетными гражданами Флоренции, а в 1879 году в их честь на деньги, собранные по подписке, была выбита золотая медаль. Несколько позже в знак благодарности за пожертвования, сделанные князем городу, на фасаде собора Санта Мария дель Фьоре был помещен фамильный герб Демидовых, под которым помещена надпись «Paolo Demidoff».

В 1880 году Павел Павлович продает на аукционе виллу Сан-Донато вместе во всем ее содержимым, подарив русской православной церкви во Флоренции богатую церковную утварь, иконы, деревянные панели и великолепные резные двери работы знаменитых братьев Барбетти из домовой церкви Демидовых.

Дж. Ваньетти. Медаль в честь князя Павла Павловича
и княгини Елены Петровны Демидовых Сан-Донато.
1879 г. Бронза. Ярославский художественный музей
Иконостас из домовой церкви Демидовых в Сан-Донато.
Из книги “I Demidoff a Firenze e in Toscana”.
Флоренция, 1996 г.

Все это и сейчас можно увидеть во Флоренции в нижнем храме русской православной церкви, где находятся две мемориальные доски с надписью на русском и итальянском языках: «Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато и его супруге Елене Петровне, урожденной Трубецкой».

Скончался Павел Павлович Демидов во Флоренции в 1885 году. Прах его был перевезен в Нижний Тагил и захоронен в родовой усыпальнице Демидовых в Выйско-Никольской церкви.

Имение (виллу) Пратолино унаследовала его жена Елена Трубецкая. Она отдала его в качестве свадебного подарка своей дочери — Марии Павловне Демидовой, вышедшей замуж за князя С.С.Абамелик-Лазарева. Княгиня жила на вилле вплоть до своей кончины, завещав Пратолино и находившиеся там художественные ценности своему племяннику, сыну родной сестры Авроры, сербскому принцу Павлу Карагеоргиевичу. В 1969 году он продал Пратолино и значительную часть демидовской коллекции на аукционе «Сотбис», правда, подарив Флоренции кое-что из фамильного собрания. В галерее современного искусства палаццо Питти есть т.н. Демидовский зал, где сегодня можно увидеть парадный портрет Анатолия Демидова кисти К. Брюллова, портреты Матильды де Монфор, в том числе знаменитый ее портрет работы французского художника Ари Шеффера, бюсты Николая Никитича и Павла Николевича Демидовых, цветные литографии с изображением внутреннего убранства виллы Сан-Донато, макет памятника Николаю Демидову во Флоренции работы Л.Бартолини и др.

Владельцем виллы Пратолино после аукциона стало общество «Сочьета иммобильяре», которое хоть и владело виллой в течение 10 лет, разумного применения своему приобретению так и не нашло. В 1980 году Пратолино купила администрация Флорентийской провинции, с тем, чтобы устроить в бывшей русской усадьбе общественный парк-музей «Вилла Демидофф» с концертно-выставочной деятельностью. Для этой цели сейчас ведутся работы по реставрации построенного еще при Павле Павловиче салона с огромным залом, великолепными потолками и дверями из резного дуба с гербами и монограммами Демидовых. Реставрируются и многочисленные памятники, разбросанные на территории парка, занимающего 155 гектаров.

В отличие от Пратолино, бывшую демидовскую виллу Сан-Донато постигла печальная участь. Не найдя достойных хозяев, она постепенно пришла в упадок, а во время второй мировой войны была вконец разорена квартировавшими в ней немцами.

Вилла Пратолино. Флоренция.
Фотография Н.Г. Демидовой, 1998 г.

ДЕМИДОВСКИЙ ЗАЛ. ГАЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
ПАЛАЦЦО ПИТТИ. ФЛОРЕНЦИЯ

Неизвестный автор XIX в. Портрет Анатолия
Демидова. Мел, дерево
А. Шеффер. Портрет Матильды Бонапарт-Демидовой.
1844 г. Холст, масло
Портрет Матильды Демидовой. 1846 г. Холст, масло
Ж.Б.Ф. де Фурнье. Интерьер салона под куполом
на вилле Сан-Донато. Гуашь на бумаге
М. Джордиджани. Портрет Лоренцо Бартолини.
Холст, масло
Л. Бартолини. Модель памятника Николаю Никитичу Демидову.
1840 (?) г. Мрамор

После войны вилла Сан-Донато отошла к флорентийской администрации, и вскоре рядом с ней вырос новый городской квартал. Сейчас здесь можно увидеть только сильно обезображенный усадебный дом, обветшавшие здания Одеона (театра) и домашней церкви, а также парадные ворота, давно утратившие свою былую роскошь. Как справедливо написал в газете «Русская мысль» от 9-15 июня 1994 года русский исследователь М.Талалай: «Напоминанием о погибшей усадьбе служат названия главных улиц нового квартала: виа Сан-Донато и виа делла Вилла Демидофф».

После смерти Павла Павловича Демидова все его состояние, включая заводы, было поделено между его детьми и женой, которая отказалась в пользу детей от претензий на большую часть недвижимого имущества, пожелав получить в свое владение лишь имение Иллинецкое в Киевской губернии и денежные счета в Киевском отделении Международного банка. В соответствии с условиями раздела имущества дети приняли на себя обязанность выплачивать матери годовую пожизненную ренту в размере 120 тысяч рублей, а также платить по 200 тысяч франков ежегодно бывшей жене Анатолия Демидова принцессе Матильде. Кроме того, 60 тысяч рублей в год они должны были выплачивать своей бабушке – Авроре Карловне Демидовой-Карамзиной и выдавать, согласно завещанию отца, разным лицам пенсии и пособия ежегодно на сумму 14.887 рублей. Условия выполнялись вплоть до января 1918 года, когда все имущество Демидовых на Урале было национализировано.