Демидовский пленэр 2024

Международный Демидовский Фонд следует традициям, заложенным Демидовыми, помогая юным дарованиям. ИКЦ развития Демидовских территорий Екатеринбург, который был открыт в ноябре 2023 года в памятнике архитектуры Доме доктора Сяно, находится в одном здании с ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова, поэтому мы не могли не откликнуться на идею участия Фонда в Демидовском пленэре, о котором мечтали и учащиеся и педагогический состав школы.

Это долговременный социальный проект, посвященный развитию промышленности на Урале и вкладу рода Демидовых в искусство и культуру. Он направлен на изучение истории родного края и знаковых личностей, которые привнесли большой вклад в развитие страны.

Данный проект объединил обучающихся разных классов художественной школы. Для ребят на протяжении 8 дней была организована исследовательская и художественная практика в разных городах Свердловской области.

Открытие пленэра состоялось 13 июня 2024 с приветственной речи президента МДФ Эдуарда Эргартовича Росселя, который рассказал об уникальности уральского края не только в природном и промышленном контексте, но и, конечно, художественном. Ведь благодаря промышленникам и меценатам Демидовым, начиная с Никиты Акинфиевича, возникает «вкус» к собирательству, что позволяет формировать уникальные коллекции, вошедшие сегодня в собрания мировых музеев.

Специально для ребят, которые только начинают свое путешествие по краю Демидовых, открытие пленэра началось с лекции «В преддверии встречи с Тагильской Мадонной», которую прочитала Елена Васильевна Ильина, искусствовед, член Союза художников России, член Ассоциации менеджеров культуры, заведующий отделом Музей Анны Голубкиной, Государственной Третьяковской галереи.

Тагильская Мадонна — одна из самых известных загадок Урала. Она связана с картиной, изображающей Мадонну с младенцем и старцем Иосифом, которая ранится в художественном музее Нижнего Тагила и небезосновательно приписывается кисти великого художника Итальянского Возрождения Рафаэля Санти.

На лекции через призму истории таинственной находки и сложных перипетий судьбы картины слушатели узнали о произведениях Рафаэля Санти, представителях рода Демидовых, особенностях реставрации темперной живописи и о самой картине, споры о которой не утихают.

Продолжился пленэр наследующий день в Историческом сквере Екатеринбурга. И хоть здесь и не было Демидовского завода, но представленные на уличной экспозиции механизмы и оборудование дают представление о развитии горнозаводского Урала и промышленности. Ребята делали зарисовки крупногабаритной техники уральских заводов 18-19 вв..

В третий день участники Демидовского пленэра отправились в город Нижний Тагил. Ребят сопровождали директор по развитию Демидовских территорий Ольга Владимировна Брезгина и директор Историко-культурного центра развития Демидовских территорий в Екатеринбурге Вера Васильевна Лобова.

В дороге ребята узнали об истории рода Демидовых и представителях рода, с чьим именем связано развитие Нижнего Тагила от представителей МДФ, а на месте группу встретили представители молодежной #командаD — Юлия Андреевская и Дмитрий Зверев — студенты 2 курса РГППУ НТ, участники молодежной конференции «Демидовские столицы», прошедшей в апреле 2024 года.

Юные экскурсоводы в природно-ландшафтном парке «Лисья гора» рассказали о родном городе ребятам из художественной школы, поделились, чем знаменит их город, какие интересные объекты хранит, и, конечно, ни один рассказ в Нижнем Тагиле не может обойтись без упоминания о представителях рода Демидовых.

Далее группа отправилась в эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод» — единственный в стране настоящий Демидовский завод, открытый в 1725 и проработавший до 1987 года, входит сегодня в состав музея «Горнозаводской Урал».

Чтобы понять и прочувствовать Нижний Тагил, здесь нужно побывать обязательно, увидев собственными глазами уникальный объект индустриального наследия.

Ребята увидели, каким интересным может быть ритм промышленных объектов, покрытых вековой ржавчиной металлических конструкций на фоне ярко синего неба, необычные формы. Все это может быть очень красивым, интересным и полезным для создания художественных композиций.

Не могли юные художники не посетить Нижнетагильский музей изобразительных искусств и Нижнетагильский историко-краеведческий музей. Наиболее интересной частью коллекции «Живопись», как в историческом, так и в художественном отношении, являются портреты владельцев Нижнетагильских заводов Демидовых, которые создавались по заказу заводчиков известными русскими и западноевропейскими художниками ХVIII-ХIХ веков.

Настоящим брендом Нижнего Тагила является картина «Святое семейство», приписываемая кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти и хранящаяся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Картину сейчас часто называют «Тагильской Мадонной», и это не случайно — в Нижнем Тагиле работа пережила свое второе рождение.

Итогом в завершении дня в Нижнем Тагиле стал пленэр на берегу Тагильского пруда — места невероятных видов и прогулок горожан.

После полученного вдохновения в Нижнем Тагиле последующий день участники Демидовского пленэра провели в стенах ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова.

Изучение истории промышленного зодчества Урала представляется важным, так как он непосредственно предшествует современному этапу развития архитектуры. Промышленные объекты того времени и в настоящее время еще либо функционируют, либо сохраняют свой внешний облик при изменившейся внутренней технологии, и являются представителями интереснейшего периода архитектурной науки и практики. Поэтому особой темой художественного лета 2024 года для чистяковцев стало индустриально-промышленное развитие Урала.

Для дальнейшего вдохновения 19 июня 2024 юные художники вновь отправились в путешествие с Международным Демидовским фондом в Невьянск — город, с которого в 1702 году началась история Демидовых на Урале.

Начали знакомство с городом с посещения Невьянской наклонной башни. Здесь поговорили и об основателе династии тульском кузнеце Никите Демидове (Антюфееве) и его сыне Акинфии, благодаря личным навыкам которого началось освоение и развитие промышленного Урала. Погрузились в исторические факты и легенды, которыми окутана история Невьянской башни.

Продолжили знакомство с городом Невьянском в музее, узнав и про появление завода и технических новшествах, привнесенных Демидовыми.

Затем отправились в Дом Невьянской иконы — место, которое должен посетить каждый художник хотя бы раз. Здесь трепетно хранят традиции Невьянской иконописи, обучают юных художников этому искусству. И наши ребята не только узнали особенности письма Невьянских икон, но и поучаствовали в мастер-классе по золочению. Не у каждого получилось всё с первого раза, но многих практика увлекла.

Затем юные художники отправились в деревню Нижние Таволги, по пути посетив уникальный храм Николая Чудотворца конца 18 века. Здесь ребята не только полюбовались архитектурным шедевром, сохранившим оформление и иконопись 19 века, но и собирали материал для своих будущих композиций.

В Нижних Таволгах в рамках программы состоялось посещение гончарной мастерской потомственных мастеров Масликовых. Самой интересной частью программы было, конечно, прикосновение к процессу самостоятельной работы на гончарном круге.

Завершился день пленэром в красивейших местах уральской глубинки среди аутентичных домиков и деревенской атмосферы. Надо сказать, что несмотря на утренний дождь и беспросветное небо, к началу пленэра тучи расступились (опытным путём замечено, что на Демидовских мероприятиях всегда и всё складывается самым благоприятным образом).

20 июня в стенах художественной школы ребята встретились с Андреем Алексеевичем Художитковым, художником-преподавателем, членом Международного союза педагогов-художников (Свердловское региональное представительство). Погружаясь в истории региона, ребята неоднократно встречали в краеведческих музеях области разнообразные старинные предметы.

После выездного пленэра в город Невьянск ребята продолжили знакомство с народным творчеством уже в стенах родной школы. Рисовали старинные предметы быта жителей Урала, которые увлечённо собирает семья художника, — медные рукомойники, чугунные утюги, ключи и гвозди причудливой формы.

21 июня 2024 прошло торжественное завершение Демидовского пленэра.

Надеемся, что организованная Детской художественной школой №1 имени П.П. Чистякова и Международным Демидовским фондом художественная и исследовательская практика станет для ребят отличной отправной точкой для дальнейшего вдохновения и реализации своих идей.

Результатом исследовательской работы ребят стали их видео проекты:

Никита Демидович Антуфьев. Авторы: Аверкиева Валерия, Матвеева Евангелина, Заостровных Всеволод

Проект Нижний Тагил. Город-завод. Авторы: Одинцова Маргарита, Кузнецова Анна, Башмакова Ангелина

«Тагильская мадонна». Авторы: Трегубова Мария, Селиверстова Антонина, Долобань Петр

Невьянск. Акинфий Никитич Демидов. Авторы: Витушкина Мария, Кромин Артём, Мокина Алина

Семейство Худояровых. Влияние Демидовых. Авторы: Костюченко Вероника, Гущенсков Никита, Щапова Элина

Благодарим наставников проекта:

Самсонову Надежду Евгеньевну, заместителя директора по учебно-методической работе МБУК ДО ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова,

Кокотееву Елену Исаковну (преподавателя-художника),

Плюснину Ульяну Владимировну (преподавателя-искусствоведа).

Благодарность за поддержку и практическую реализацию выездов:

Лобовой Вере Васильевне, директору историко-культурного центра развития Демидовских территорий,

Брезгиной Ольге Владимировне, директору по развитию Демидовских территорий Международного Демидовского фонда.

Благодарность за организацию лекции Ильиной Елены Васильевны «В преддверии встречи с Тагильской Мадонной» исполнительному директору Международного Демидовского фонда Розановой Марии Александровне.

Благодарность за активное участие и желание поделиться знаниями о родном городе:

Андреенковой Юлии Павловне и Звереву Дмитрию Валерьевичу, студентам 2 курса РГППУ НТ, исследователям Демидовской темы, участникам молодёжной конференции «Демидовские столицы», членам молодежной #командаD

Особая благодарность в реализации проекта президенту Международного Демидовского Фонда Эдуарду Эргартовичу Росселю, который обеспечил проведение такого важного просветительского мероприятия.